МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ СП ДОД
Педагог дополнительного образования Берлина Ольга Васильевна
Пояснения к
Методическим рекомендациям по разработке дополнительных общеобразовательных программ (приложение к письму МОиН СО от 03.09.2015г. № МО-16-09-01/826-ТУ)
Подготовила
Мирошниченко Н.А.,
методист СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля,
Нормативно-правовой аспект
Дополнительные образовательные программы:
1.Дополнительная общеобразовательная программа:
дополнительная общеразвивающая программа
либо
дополнительная предпрофессиональная программа
2. Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки)
Цели программ
1.дополнительная общеразвивающая программа- удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организация свободного времени.
2.дополнительная предпрофессиональная программа-
(в сфере искусств, физ. культуры и спорта) – выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности, их профессиональная ориентация.
Направленность
Техническая
Естественнонаучная
Физкультурно-спортивная
Художественная
Туристко-краеведческая
Социально-педагогическая
Реализация программ
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время
Утверждение программ
Программы обновляются ежегодно
ДОП принимается на педагогическом совете и утверждается руководителем ОО (ОУ)
Обновление и утверждение программы должно осуществиться до начала учебного года
Целевые ориентиры ДОП
Цели и задачи ДОП :
Обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональной самоопределение.
Структура ДОП
Титульный лист
Оглавление
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание
Методическое обеспечение
Список литературы
Приложение «Календарно-тематический план»
Пояснительная записка
Введение
Направленность
Новизна (отличительные особенности)
Актуальность
Педагогическая целесообразность
Цель, задачи
Возраст
Сроки реализации
Формы обучения
Формы организации деятельности
Режим занятий
Ожидаемые результаты ( ЗУН +УУД)
Критерии и способы определения результативности
Формы подведения итогов
Календарно- тематический план
Календарно-тематический план – это документ, по которому педагог дополнительного образования работает в объединении. Составляется на основе образовательной программы, определяет количество учебных недель и дней , гарантирует выполнение программы и не допускает перегрузок обучающихся.
структура календарно-тематического плана
тема занятий;
количество часов;
формы и тип занятия;
основные задачи занятия;
практическая работа;
дидактические материалы, техническое обеспечение.
Рекомендации по заполнению графы
«Название раздела, темы»
Графа «Название раздела, темы» заполняется в соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы и отражает ее изучение в течение данного учебного года. При этом допускается перестановка тем занятий.
В графе «Количество часов, календарные сроки» проставляются часы занятий в соответствии с образовательной программой и дата проведения занятия.
Рекомендации по заполнению графы
«Форма и тип занятия»
В графе «Форма и тип занятия» указывается
тип занятия:
1. Занятие сообщения (изучения) новых знаний.
2. Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.
3. Занятие формирования умений и навыков.
4. Занятие повторение.
5. Занятие применения знаний, умений, навыков.
6. Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.
7. Комбинированное занятие.
8. Контрольное занятие.
Форма указывается только для нетрадиционных занятий.
Рекомендации по заполнению графы
«Основные задачи занятия»
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ФОРМУЛИРОВКИ
дать первоначальные представления о . . .
обеспечить усвоение . . .
продолжить формирование . . .
закрепить . . .
обобщить . . .
расширить следующие специальные производственные представления . . .
углубить следующие общетрудовые знания . . .
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ
ФОРМУЛИРОВКИ
сформировать у обучающихся умение. . . (определять объекты сравнения, выделять основные признаки и параметры сравнения; соотносить, сопоставлять, противопоставлять; устанавливать сходство и различие; выделять главное, анализировать, делать выводы, принимать самостоятельное решение, применять имеющиеся знания на практике и т.д.);
развивать у обучающихся . .(глазомер, ориентировку в пространстве и во времени, точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.);
овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеренность движений и т.п.;
развивать у обучающихся профессиональные интересы по. . .
подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии;
содействовать развитию у обучающихся необходимых личностных качеств. . . (воли, бережливости, аккуратности, целеустремленности, самоконтроля . . .).
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ФОРМУЛИРОВКИ
совершенствовать (экономические, экологические, нравственное, технологическое восприятие окружающего мира и т.п.);
формировать у обучающихся нравственные личностные качества (товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, гуманность; гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, аккуратность, добросовестность; чувство долга, трудолюбие, радость сопереживания успехам товарищей; бережное отношение к имуществу Центра и учебным пособиям, максимальную работоспособность на занятии, усердие, собранность и т.п.);
сформировать (продолжить формирование) взглядов, убеждений на жизненную позицию, осознанную потребность к труду, творческого начала ребенка, понимание значения мобильности профессиональных знаний. . .
прививать. . . (активную жизненную позицию, чувство ответственности, дисциплинированности и критического отношения к современным технологиям и т.п.).
Рекомендации по заполнению графы
«Практическая деятельность»
Графа «Практическая деятельность» отражает практическую работу обучающихся на занятии в соответствии с образовательной программой.
Например:Объемная аппликация «Русская деревня» (коллективная работа)
Образовательное учреждение, почтовый адрес:
структурное подразделение дополнительного образования детей «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля (СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля), 446433, Самарская область, г. Кинель, ул. Пушкина - 29.
Телефон контакта : 8(84663)2-21-56
Электронная почта: so_knl_vdohnovenie_dpo@samara.edu.ru