МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ СП ДОД

Педагог дополнительного образования Берлина Ольга Васильевна

Пояснения к
 Методическим рекомендациям по разработке дополнительных общеобразовательных программ (приложение к письму МОиН СО от 03.09.2015г. № МО-16-09-01/826-ТУ)

 

Подготовила

Мирошниченко Н.А.,

методист СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля,

 

Нормативно-правовой аспект

Дополнительные образовательные программы:

1.Дополнительная общеобразовательная программа:

дополнительная общеразвивающая программа

 либо

 дополнительная предпрофессиональная программа

2. Дополнительная профессиональная программа

(повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки)

 

Цели программ

1.дополнительная общеразвивающая программа- удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организация свободного времени.

 2.дополнительная предпрофессиональная программа-

(в сфере искусств, физ. культуры и спорта) – выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности, их профессиональная ориентация.


Направленность

—  Техническая

—  Естественнонаучная

—  Физкультурно-спортивная

—  Художественная

—  Туристко-краеведческая

—  Социально-педагогическая


Реализация программ

 Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего  календарного года, включая каникулярное время


Утверждение программ

—  Программы обновляются  ежегодно

—  ДОП принимается на педагогическом совете и утверждается руководителем ОО (ОУ)

—  Обновление и утверждение программы должно осуществиться до начала учебного года


Целевые ориентиры ДОП

Цели и задачи ДОП :

Обеспечение развития и воспитания детей, их жизненное и профессиональной самоопределение.


Структура ДОП

—  Титульный лист

—  Оглавление

—  Пояснительная записка

—  Учебно-тематический план

—  Содержание

—  Методическое обеспечение

—  Список литературы

—  Приложение «Календарно-тематический план»


Пояснительная записка

—  Введение

—  Направленность

—  Новизна (отличительные особенности)

—  Актуальность

—  Педагогическая целесообразность

—  Цель, задачи

—  Возраст

—  Сроки реализации

—  Формы обучения

—  Формы организации деятельности

—  Режим занятий

—  Ожидаемые результаты ( ЗУН +УУД)

—  Критерии и способы определения результативности

—  Формы подведения итогов


Календарно- тематический план

Календарно-тематический план – это документ, по которому педагог дополнительного образования работает в объединении. Составляется на основе образовательной программы, определяет количество учебных недель и дней , гарантирует выполнение программы и не допускает перегрузок обучающихся.


структура календарно-тематического плана

—  тема занятий;

—  количество часов;

—  формы и тип занятия;

—  основные задачи занятия;

—  практическая работа;

—  дидактические материалы, техническое обеспечение.


Рекомендации по заполнению графы
«Название раздела, темы»

Графа «Название раздела, темы» заполняется в соответствии с учебно-тематическим планом образовательной программы и отражает ее изучение в течение данного учебного года. При этом допускается перестановка тем занятий.

В графе «Количество часов, календарные сроки» проставляются часы занятий в соответствии с образовательной программой и дата проведения занятия.

 

Рекомендации по заполнению графы
«Форма и тип занятия»

В графе «Форма и тип занятия» указывается

тип занятия:

—  1. Занятие сообщения (изучения) новых знаний.

—  2. Занятие закрепления и развития знаний, умений, навыков.

—  3. Занятие формирования умений и навыков.

—  4. Занятие повторение.

—  5. Занятие применения знаний, умений, навыков.

—  6. Занятие обобщения и систематизации знаний, умений.

—  7. Комбинированное занятие.

—  8. Контрольное занятие.

Форма указывается только для  нетрадиционных  занятий.


Рекомендации по заполнению графы
«Основные задачи занятия»

—  I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ФОРМУЛИРОВКИ

—  дать первоначальные представления о . . .

—  обеспечить усвоение . . .

—  продолжить формирование . . .

—  закрепить . . .

—  обобщить . . .

—  расширить следующие специальные производственные представления . . .

—  углубить следующие общетрудовые знания . . .

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

—  ФОРМУЛИРОВКИ

—  сформировать у обучающихся умение. . . (определять объекты сравнения, выделять основные признаки и параметры сравнения; соотносить, сопоставлять, противопоставлять; устанавливать сходство и различие; выделять главное, анализировать, делать выводы, принимать самостоятельное решение, применять имеющиеся знания на практике и т.д.);

—  развивать у обучающихся . .(глазомер, ориентировку в пространстве и во времени, точность и тонкость различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи и т.д.);

—  овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеренность движений и т.п.;

—  развивать у обучающихся профессиональные интересы по. . .

—  подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии;

—  содействовать развитию у обучающихся необходимых личностных качеств. . . (воли, бережливости, аккуратности, целеустремленности, самоконтроля . . .).

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

—  ФОРМУЛИРОВКИ

—  совершенствовать (экономические, экологические, нравственное, технологическое восприятие окружающего мира и т.п.);

—  формировать у обучающихся нравственные личностные качества (товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, гуманность; гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, аккуратность, добросовестность; чувство долга, трудолюбие, радость сопереживания успехам товарищей; бережное отношение к имуществу Центра и учебным пособиям, максимальную работоспособность на занятии, усердие, собранность и т.п.);

—  сформировать (продолжить формирование) взглядов, убеждений на жизненную позицию, осознанную потребность к труду, творческого начала ребенка, понимание значения мобильности профессиональных знаний. . .

—  прививать. . . (активную жизненную позицию, чувство ответственности, дисциплинированности и критического отношения к современным технологиям и т.п.).

Рекомендации по заполнению графы
«Практическая деятельность»

—  Графа «Практическая деятельность» отражает практическую работу обучающихся на занятии в соответствии с образовательной программой.

Например:Объемная аппликация «Русская деревня» (коллективная работа)